СВП или аэробот?
24.12.2012
Многие решают задачку: что лучше выбрать для поездок по горным и мелководным рекам: катер на воздушной подушной подушке или аэробот? В чём разница? Для многих она неочевидна.
Некоторые считают, что если у лодки снизу надувные баллоны – то это катер «на воздушных подушках». Это не так. Судно на воздушной подушке имеет устройство для создания области избыточного давления воздуха под днищем. Аэробот же движется в постоянном контакте с поверхностью. А надувное днище у аэробота – это лишь система амортизации, которая частично снижает удары в днище. Впрочем, у некоторых аэроботов никаких надувных баллонов под днищем и нет (американский вариант – «камышовая лодка»).
Поскольку аэробот движется в постоянном контакте с поверхностью, то езда на нём довольно тряская. Удары в днище бывают порой весьма болезненны и это является серьёзным препятствием для развития большей скорости по неровной поверхности (волна, заструги) даже если техника и способна эту скорость развить. Вторым ограничением скорости является эффект «дельфинирования». У СВП большой объём воздуха в камере воздушной подушки значительно смягчают все вертикальные колебания, а многие препятствия проскакивают под днищем СВП просто незаметно.
Постоянный контакт с поверхностью аэробота вызывает различное сопротивление движению в разных средах (снег, вода, грунт), поэтому граница перехода сред всегда отмечается изменением скорости. Величина торможения сильно будет зависеть от загрузки, и предугадать её очень сложно. Поэтому в реальной жизни по косам, как в рекламных роликах, особо не полетаешь. И, что бы там не писали в рекламе, днище аэоробота изнашивается гораздо быстрее, если Вы ездите не только по воде.
У СВП разница в скорости при сходе со льда в полынью и наоборот НЕ ОЩУЩАЕТСЯ. Песчаные косы и даже каменистые преодолеваются также легко. Посмотрите это видео . На аэроботе такой маневр мог закончится печально.
У СВП нагрузка распределяется равномерно по всей длине катера.
Для выхода на глиссирование аэроботу нужно заднее расположение центра тяжести, поэтому нос у него практически не загружен. Поэтому для обеспечения нужной центровки водители и пассажиры на аэроботах располагаются близко к двигателю и винту, и сидят на продуваемом винтом открытом пространстве в жутком грохоте. Закрытую кабину прямо перед винтом не поставишь – тяга упадёт. И только в аэроботах с тяжёлыми двигателями большого объёма эта роскошь возможна.
Но большие двигатели имеют большой расход топлива, и по экономичности проигрывают СВП.
Аэроботы хуже трогаются с места с нагрузкой, а на илистой и глинистой местности склонны к прилипанию. Иногда с грузом тронуться с места силами экипажа бывает уже не возможно. Представьте такую ситуацию вдали от людей…. Зимой могут примерзать ко льду. Часто зимой тяжелые аэроботы с жестким корпусом трогаются с места с помощью лома.
СВП отрывает от поверхности себя сам, почти как Мюнхгаузен.
Слабым местом бюджетных аэроботов являются также непрочные винты, которые ломаются от попадания небольших веток.
В целом СВП является более универсальным амфибийным транспортом, на все случаи жизни, а «аэробот» несколько «урезан» в своих возможностях и потому более ограничен в применении. Перед выбором рекомендуем внимательно изучить видеоролики, на которых наши СВП выезжают на берег и преодолевают подъемы. Если Вы ищете нечто большее, чем возможность ездить по мелководью или ровному льду и с разгону выскакивать на пологий берег, выбор очевиден.
С.Приходько